Спектакль эстонского экспериментального театра NО99.
Семеро молодых жителей Таллинна организуют клуб "горячих эстонских парней", которые пытаются собственными силами бороться с демографическим кризисом: каждый из них берет на себя обязанность оплодотворять по несколько женщин в неделю, чтобы хоть немного повысить численность эстонского населения. Добрая половина спектакля посвящена перипетиям этого нелегкого и хлопотного дела: эстонским патриотам нужно постоянно поддерживать собственные физические и моральные силы, рекрутировать новых добровольцев, готовых жертвовать здоровьем ради спасения нации, да и уговорить девушек "пойти делать детей" тоже оказывается непросто. Как далеко не проста и сама театральная постановка. Во втором акте его авторы копнули гораздо глубже и перенесли ситуацию из зоны физиологии в область социально-политическую. Что важнее: быть хорошим отцом или хорошим эстонцем? Что такое нация и годится ли она сегодня в качестве объединяющей идеи? Где граница между патриотизмом и шовинизмом? Обо всем этом актеры театра NO99 рассуждают серьезно, без циничной ухмылки, и в то же время легко и с юмором.
Спектакль выстроен как серия непритязательных сценок-скетчей – разговорных, пластических и музыкальных, которые рождались прямо во время репетиций, импровизационным способом. Семеро дюжих парней дружно разминаются перед трудовым вечером, отрабатывая на полу разнообразные позы для спасения нации. Устраивают политический диспут, предлагая ввести комендантский час для всеобщего секса и горстями бросают в зал проколотые презервативы – плодитесь и размножайтесь на здоровье. Но ключевая любовная сцена решена в спектакле неожиданно целомудренно и трогательно: под чтение "Камасутры" юноши и девушки нежно чистят друг другу зубы.
Спектакль о национальной эстонской идее не обошелся, конечно, без фольклорных мотивов. На деревянном помосте, напоминающем о сельских избах, актеры в национальных одеждах прочувствованно исполняют песню о любимой Эстонии и пляшут "тульяк" (самый известный национальный танец о любви юноши и девушки), но при всем этом этнографическом колорите спектакль выглядит живым и абсолютно современным. Каждую минуту ты понимаешь, что он – про сегодня. Чувствуешь, что это честная и искренняя попытка вернуться к своим корням. Поэтому актерам театра NO99 и удается достучаться не только до своей, эстонской публики, но и до аудитории, которой национальное вымирание пока не грозит.
Эстонский спектакль "ГЭП" сделан в модном европейском жанре остросоциального спектакля. Тема обсуждения – демографическая катастрофа. Как во всей Европе, в Эстонии резко сокращается рождаемость, что для маленького народа чревато быстрым вымиранием. Восемь молодых мужчин и три женщины в тридцати эпизодах-скетчах (каждый со своим тематизмом) представляют самые разные аспекты проблемы. В первом эпизоде "Твоя жена беременна от меня" пораженному мужу рассказывается, что из-за его нежелания иметь детей жена была вынуждена воспользоваться услугами парня из "ГЭП" – клуба, участники которого для спасения нации готовы ежедневно оплодотворять по нескольку женщин. В следующих эпизодах мы познакомимся с инициатором клуба, мечтающем о разрастании своего учреждения и повсеместном опылении женского населения Эстонии. Познакомимся с уроком физкультуры, где участникам клуба объясняют, как трудно быть в форме по нескольку раз в день и что для этого нужно делать. Увидим встречу членов "ГЭП" с бизнесменами, которых они пытаются раскрутить на помощь многодетным отцам, каждый из которых содержит по пять-семь семей. Бизнесмены объясняют, что в эпоху глобализации заботы по сохранению отдельных наций бессмысленны и нерентабельны. Рассмотрев проблему во всевозможных аспектах (спектакль начинен цитатами из философов и местных политиков, рассуждениями демагогов и статистическими выкладками), создатели "ГЭП" приходят к выводу, что «спасение утопающих дело рук самих утопающих». Демографию страны поднимают не политики, не энтузиасты, а сами семьи, в которых мужчина и женщина любят друг друга. В финале – в зал летят разноцветные презервативы, в которых аккуратно проколоты дырочки, как доказательство, что желание всегда найдет выход. И этот оптимизм, судя по всему, оказался близок не только жителям Таллинна.