Премьера: 26 января 1981 (Таллин), декабрь 1981 (Москва)
Продолжительность: 86 мин
В ролях: Эвальд Аавик, Керсти Крейсманн, Антс Йыги, Юри Аррак, Тыну Карк, Арво Кукумяги, Владимир Балашов, Омар Волмер, Олав Неуланд, Маргус Оопкауп, Линнар Приймяги, Аго Роо, Лариса Зубкович (Умарова), Прийт Педаяс, Андрес Табун, Пеэтер Урбла и др.
В основе фильма — действительные события периода первой русской революции. Руководителя музыкального общества Бернхарда Лайпманна из Вигала (волостной центр Эстляндской губернии Российской империи), во время революции 1905 года выбирают делегатом эстонского крестьянского съезда в Тарту. Он пропагандирует среди крестьян идеи социализма, убеждая их в том, что в результате революции они получат землю. Крестьяне захватывают помещичью усадьбу и сжигают ее. Для подавления бунта приходят карательные войска и Лайпманн предстает перед судом. Его приговаривают к розгам, но, предпочитая смерть позору, он требует, чтобы суд заменил это наказание расстрелом...
Этот игровой фильм документалиста Марка Соосаара (знаменательно, что он выступил не только как сценарист и постановщик, но и оператор, словно сняв хронику историко-революционных событий начала ХХ века в Эстляндской губернии Российской империи) возник в момент своеобразного взлёта «эстонской новой волны». Тогда же по-новому проявил себя режиссёр старшего поколения Кальё Кийск («Цену смерти спроси у мёртвых», «Лесные фиалки», «Искатель приключений»), кстати, будучи первым секретарём Союза кинематографистов Эстонии и даже кандидатом в члены ЦК компартии республики. Это, однако, не помешало московским киновластям дать его ленте «Искатель приключений» во всесоюзном прокате всего одну (!!!) копию, то есть практически положить на полку. Странная история чудаковатого писателя раздражила начальство сильнее, нежели историческая драма о бунте крестьян в 1905 году, в которой будто специально не заметили явной переоценки революционных потрясений в глухом волостном центре на окраине империи и довольно прозрачных аллюзий относительно российских жандармов, прибывших с карательными мерами в Вигала. Картина Соосаара получила 164 копии (что по тем трудным временам — в частности, из-за отсутствия плёнки — являлось вполне неплохим тиражом для фильма из национальной республики), но обойдена вниманием как зрителей, так и критиков. Хотя она была одной из самых дерзких в истории советского кино, не только опровергая миф о природной сознательности народных масс, даже в своём классовом гневе против помещиков и угнетателей всех мастей якобы выступающих праведными мстителями за вековые унижения, но и подвергая сомнению культ народного героя-вожака, который изначально обязан ведать наикратчайший путь к царству всеобщей справедливости. Ещё один из часто повторяющихся вариантов тяжкой земной судьбы Иисуса Христа поведан с жёсткой отстранённостью и в то же время с намеренной карнавализацией ряда сцен, например, во время пожара в помещичьей усадьбе, что воспринимается чуть ли не в качестве редкого на хмельные радости народного гулянья, сельского праздника в канун Рождества. Пьяный угар и одержимое веселье толпы, которая готова «весь мир насилия разрушить до основанья»… А затем — горькое отрезвление наутро, когда лишь Бернхард Лайпманн, который проповедовал среди крестьян идеи социализма, но сам отказался участвовать в бессмысленном ночном погроме, не трусит перед российскими карателями и предпочитает расстрел позорному наказанию розгами, выбирая благородный мученический ореол. Ведь мало кто помнит вора Варавву, позже раскаявшегося и вообще обратившегося в христианство — так не лучше ли примерить на себя терновый венок Христа, став жертвой новых центурионов ХХ века. Занимательно, что советское киноначальство в пору последних лет существования империи повело себя в ряде случаев (в том числе — с лентой «Рождество в Вигала») в подражание Понтию Пилату, притворно устранившись от прямого наказания единичных бунтарей и отдав право окончательного суда на откуп стихийной толпе. Оказалось, что можно лишить протест его опасной взрывной силы, если попытаться не заметить, что нечто тревожное происходит, а люди (менее миллиона зрителей по всей большой стране) тем более не обратят на это никакого внимания. Потом же вполне искренне удивятся, как быстро произошло отдаление республик Балтии от центра и в одну из декабрьских ночей, менее месяца до очередного Рождества, впервые ставшего официальным праздником, в миг распался могущественный и нерушимый Советский Союз. СЕРГЕЙ КУДРЯВЦЕВ, 1998 г.
Уф, скачал с четвёртого раза. До этого всё время вылезала какая-то ошибка. Очень люблю "Рождество в Вигала" и давно мечтал его найти. Выложите, пожалуйста, и документальные фильмы Марка Соосаара!