Режиссер-постановщик Григорий Кроманов, интерпретируя для экрана приключенческую повесть Юлиана Семенова, не ограничивается занимательностью. В истории возврата бриллиантов в голодном 1921 году республике, нуждавшейся более всего в хлебе, его интересует не столько розыск и погоня за «белым камнем», сколько испытание человеческих душ. Сквозной герой повестей Юлиана Семенова Исаев еще не стал Штирлицем.
Он молод. Ему не обойтись без помощи более опытных товарищей, но молодость совмещается в нем с верой в правоту избранного дела, верой, которая служит мерилом подлинных духовных ценностей.
Исаев получает задание раскрыть в Таллине причины утечки информации в советском посольстве, раскрыть нити, ведущие от московского валютного подполья в Таллин.
В голодном 1921 году Таллин связывает Россию с Западом. В столице свежеиспеченной буржуазной республики бум. Ее правительство ловко использует всемирный кризис для сомнительной наживы, не отказывается получать мзду за уплывающие из Страны Советов бриллианты, золото, ценности, за приют и убежище для контрреволюционных элементов.
И действительно, за теми же бриллиантами охотятся не только спекулянты. Они нужны белогвардейцам — отнюдь не для покупки хлеба, наоборот, для приобретения оружия против диктатуры пролетариата.
...Живущий в Таллине князь Воронцов беден. Он вложил свое состояние в Деникина и Колчака. Но уроки истории не сломили его убеждений. Он полон решимости действовать до конца. Исторически неверный, обреченный путь приводит волевого, образованного человека к связи с дном общества, к преступлению, ненужному кровопролитию.
Писатель Никандров, эмигрант, человек, осудивший революцию с внеисторнческой точки зрения неприятия насилия как такового, оказывается косвенной жертвой той же борьбы за бриллианты. Он попадает в тюрьму вместо князя Воронцова после ноты протеста Советского правительства, разоблачающей потворничество властей буржуазной Эстонии контрреволюционной деятельности белых эмигрантов. Никандров оказывается в одной камере с провокационно арестованным Исаевым.
В изоляции от внешнего мира Исаев пытается «перевоспитать» Никандрова. Аргументы Никандрова кажутся убедительными, однако их опровергают не доводы разума, а его собственная судьба. Раздражение от творческого бесплодия в эмиграции, ощущение вырванных из родной почвы корней.
Идея финальной сцены с Никандровым родилась уже на съемочной площадке.
Выпущенный усилиями друзей Исаева на свободу, Никандров бредет по улицам города, который не принял его и которого не принял он. Забредает без цели, без определенного намерения в Палату весов, смотрит на множество чаш, приводимых в движение от самого незначительного изменения веса. Какая чаша перевесит: любовь к Родине или обида на нее? Исаев изменил соотношение тяжестей, дал толчок чаше, на которой — любовь к Родине. Дальше Никандров должен сам принять решение.
Татьяна Эльманович
"Советский экран" № 16, август 1975 года