Felix qui potuil rerum cognoscere causas. — счастлив тот, кто познал природу вещей. Был остров и люди на острове, и лодки у берега и на море. И была церковь, и воскресная месса. И были там звери, и люди, и вечерами возвращались они домой. Были там голоса — голоса людей и голоса животных. Ничего этого больше нет.
Удивительная мистерия про чудаковатого старика и немого мальчика. Старик по имени Якоб живет на острове-полигоне, который используется советской военной авиацией для тренировочных бомбометаний: после каждого такого налета он по телефону сообщает квадраты, в которые попали бомбы. Еще старик разводит пчел и занимается целительством. Мальчика на остров отправляют по просьбе его матери, после того, как он онемел. А онемел он намеренно, в знак протеста против того, что его мать работает проституткой в передвижных военных борделях. Обнаружив мать с очередным клиентом, сын бросился на нее с ножом, ранил в руку и после этого перестал говорить. Женщина надеется, что старик сможет вылечит мальчика. Мальчик и Якуб живут на острове, отрезанные от всего мирского. Они занимаются пчеловодством, ухаживают за белой лошадью. В заброшенном храме Якуб совершает своеобразные мессы для пчел, мальчика и белой лошади. Звучит орган. Якуб постоянно пребывает в воспоминаниях, грезах об его любимом африканском племени, где он был миссионером, он мечтает вернуться к ним и обучить их земледелию, так как писал о том Вергилий в своем знаменитом древнем учении Георгики, которое Якуб переводит под свет керосинки на язык суахили. Мальчика тоже мучают воспоминания о том, что он видел дома. Вот так и живут на острове два одиночества. Живут до тех пор, пока в результате очередного налета бомбы попадают не туда, куда надо…
В голостенной комнате мужчина стрижёт мальчика. На пол летят клоки темных волос, обнажая бугристый беззащитный череп. Поодаль выжидающе держится человек в форме, сухим голосом предупреждающий о правилах. Фотопортрет с табличкою в руках. Анфас и в профиль. Так отправляют в зону. За что взяли и сколько дали? Не тот случай. На лето. Не баклуши бить, а у чужого деда жить. У Якуба. Мать так хочет. Не от себя сбыть — разговорить замолчавшего сына. Почему замолчал — потом. А пока, дорогой по грунтовке и на лодчонке — к острову вдали. К деду, с рук на руки. Старик с бритым черепом Кайдановского, отшельник на заброшенном аэродроме, и стриженый наголо парень — единственные существа в запретной зоне для тренировочного бомбометания советских ВВС. Дед — Сталкер, поведёт мальчишку по лабиринтам мыслей, философской вязью слов прокладывая путь к осознанному просветленью. Сюжетная параллель с известным творением Тарковского подкрепляется таким же аскетичным пейзажем, здесь, почти лишенным перспективы, заброшенностью и запустеньем, замкнутыми пространствами захламлённых ангаров и серой монотонностью давно не езженой бетонки. Чтение Вергилия, воспоминания об африканском прошлом не объясняет старческий маразм: оргАнные фуги в разбитом храме и роящиеся пчелы над тихой водой — все к слову о терзаемой здесь земле. В всполохах ночных взрывов брезжит упрёк историческим фактам, и ближе к развязке знаковость представляется уже очевидной: прибалтийская неприязнь выплескивается в грязных сценах гарнизонного распутства, в мистических явлениях предков, не то просящих, не то требующих своего. Похоже на нравственно не политизированный продукт осмысления недавнего прошлого, хитроумно увязывающий личную драму главного героя с материями национального масштаба, обобщая судьбу отдельного мальчика с жизнью целой страны. Фильм наполнен духом, чувством и глубоким сознанием. Без ненависти, разве что с укором, и в совершенстве своего сюжета достойно держит сравнение со стилем Тарковского. Так и есть.
Gordy. Март 2009 года
Награды: 1998 - Приз за лучшую мужскую роль (Э.Аавик) на Международном кинофестивале стран СНГ и Балтии "Киношок" в Анапе (Россия) 1998 - Специальный приз жюри "за визуальную мощь" на первом Международном кинофестивале " в Таллинне (Эстония) 1998 - Большой специальный Приз жюри на Международном кинофестивале в Наполи (Италия) 1998 - Приз за Лучший полнометражный фильм на Международном кинофестивале в Барселоне (Испания) 1998 - Специальный Приз ФИПРЕССИ режиссеру Сулеву Кеэдусу "за бескомпромиссный символизм и богатство образов" на Международном кинофестивале в Стокгольме (Швеция) 1999 - Приз жюри кинопрессы за лучшую мужскую роль (Э.Аавик) и Специальный диплом жюри кинематографистов "За все!" на Международном кинофестивале стран СНГ и Балтии "Листопад—99" в Минске (Белоруссия) 1999 - Награда "Prix Europa" за лучший показ мистическо-фантастического фильма по телевидению 1999 - Приз за лучшую мужскую роль (Э.Аавик) на Международном кинофестивале фильмов стран Северной Европы в Руане (Франция)
Параметры рипа: Формат: AVI Качество: DVDRip Размер: 1,45 Gb Источник рипа: DVD Язык: эстонский Субтитры: русские внешние .srt; русские скрытые в виде текстового потока Озвучивание: оригинальное Параметры видео: 608х352 (1,727), 25 fps, XviD , 1554 Кбит/сек Параметры звука: 448 Кбит/сек, AC3, 48,0 КГц, 16 bit, 6 каналов