По гротескному роману Антона Таммсааре "Новый Нечистый из самого пекла".
Выдающийся эстонский прозаик Антон Таммсааре посвятил свой талант изображению жизни и быта тружеников земли. Герои его романов, повестей, рассказов крестьяне-батраки, мелкие арендаторы-хуторяне; место и время действия Эстония первой половины 20 века. Итогом сорокалетнего творческого пути проницательного реалиста и наблюдательного бытописателя стал роман "Новый Нечистый из самого пекла". Это произведение, в котором суровая правда жизни переплетается со смелой фантастикой, с юмором, аллегорией и пародией, привлекло внимание эстонского кинорежиссера Юри Мююра и своей философской широтой, и глубиной проблем, и той, внешне несколько парадоксальной манерой, которая свойственна многим современным художникам. В 1964 году на Таллинской киностудии вместе с режиссером Григорием Кромановым Мююр экранизировал роман. Жанр этого кинопроизведения определить нелегко. Лаконичные, остро очерченные сцены и эпизоды складываются в большую реалистическую фреску, охватывают весь немудреный круг забот, стремлений и надежд земледельца.
Однажды Нечистый явился к святому Петру за очередной партией душ. Но душ не оказалось, и Петр отправляет его на землю - выяснить, в чем дело. В облике крестьянина попав на землю и став батраком, Нечистый столкнулся с законами, обычаями и моралью мира
В лесной глуши, в стороне от людей и дорог стоит одинокая усадьба с колодезным журавлем. В ней и поселился эстонский крестьянин Юрка — человек медвежьей силы и необыкновенного трудолюбия. Этот образ создан непрофессиональным исполнителем — басом из хора Таллинской оперы Эльмаром Солулахтом. На первых порах, отрабатывая взятые в долг у кулака Антса лошадь с телегой, поросенка и корову, Юрка батрачил на его поле. Там он и встретил Юулу (Астрид Лэпа), девушку, подстать себе — высокую, сильную, пышущую здоровьем.
Проходили годы, и стал замечать Юрка, что многое в жизни стало по-другому.Как и в литературном первоисточнике, действие в фильме «Новый Нечистый из преисподней» построено так, что многие сцены эстонской жизни, воспроизведенные с психологической и бытовой достоверностью, окрашенные национальным колоритом, приобретают символическое звучание и читаются как аллегории. И Юрка с Юулой становятся олицетворением народа, его трудолюбия, терпения, веры в будущее. Жизнь текла медленно. Юрка выкорчевывал пни, вытаскивал вросшие в землю валуны, осушал болота под новые пашни и покосы. У Юулы из года в год рождались дети. Часто они умирали от болезней и несчастных случаев, но те, что вырастали, были крепки и здоровы, как молодые дубки. Батрак выбился в арендаторы, а потом, выкупив свой участок, сам стал хозяином. Прибавилось в хозяйстве живности. Но многолетний труд не приносил счастья. Как ни странно, Юрка не мог разделаться с долгами. Рассчитается за старые, а уже набежали новые. А тут еще разные беды. С некоторых пор стал замечать Юрка, что многое в жизни пошло как-то по-другому. Даже погода изменилась — подходила старость.
И писатель, и создатели фильма далеки от какой бы то ни было сентиментальности, от умилительного отношения, а тем более от идеализации своих героев и вообще «народного духа». Увлекательно и метко сделаны юмористические зарисовки "пустяковых" сцен, характеризующих простодушие, наивность героев, напоминающих фольклорных персонажей — русских простаков или немецких шильдбюргеров. Этой простотой и легковерием крестьян и пользуется хитрый Антс, все глубже затягивающий их в свою кабалу. Играющий роль Антса Антс Эскола создал выразительный образ деревенского мироеда, у которого ложь, ханжество и цинизм стали настолько органической чертой натуры, что делают его почти комическим персонажем. Тем не менее, время от времени и к Антсу закрадывается страх перед близящейся неизбежной расплатой. И эта расплата наступает...
Одна из самых впечатляющих и поэтичных в фильме — сцена смерти Юулы.
Следует сказать об интересной работе художника Рейна Раамата (будущего знаменитого мультипликатора) и оператора Юри Гаршнека. Изобразительная лаконичность и острота композиции делает ряд кадров своеобразной киноживописью.