Производство: Homeless Bob Production, Kuukulgur Film, Tugev Tuul Films
Жанр: драма
Год: 2007
Премьера: 7 сентября 2007 (Италия), 13 сентября 2007 (Эстония)
Продолжительность: 118 мин. 45 сек.
В ролях: Райн Толк, Таави Ээльмаа, Юхан Ульфсак, Тийна Таурайте, Маарья Якобсон, Сулеви Пелтола, Янек Йоост, Пауль Лаасик, Катарийна Лаук, Эрки Лаур, Тийт Лиллеорг, Лайне Мяги, Миртель Похла, Берт Раудсеп, Кюлли Рейнумяги, Иво Ууккиви, Юлия Костромина (Попова), Вийре Вальдма, Мари Лилль-Тамм, Рейн Пакк, Райво Тамм, Лийна Тенносаар и др.
Фильм снят по мотивам романа Мати Унта "Осениий бал" и посвящается всем мужчинам с ранимой душой и чувствительной печенью. Тем, кто в одиночестве стоят в ночи. В трусах... Фильм рассказывает о шести жителях спального района, которых объединяет чувство одиночества. Писатель Мати следит за бывшей женой через окно - близость с другими женщинами не вызывают в нем страсти. Старый холостяк, парикмахер Август Каск влюбляется в маленькую девочку, из-за чего оказывается обвиненным в педофилии. Мать–одиночка Лаура смотрит телевизор - она не доверяет мужчинам, и потому оставила попытки найти нужного человека. Архитектор Маурер думает о благе для всего человечества, но не заботится о своей жене, которая ищет утешение со швейцаром Тео. Швейцар нравится женщинам, но из-за его низкого социального положения Тео никто не воспринимает всерьез. Картина повествует о человеческом безразличии, о том, как бывает нелегко достучаться друг до друга. Абсурд серых будней сменяется забавными житейскими зарисовками - местами фильм может показаться смешным. Если попытаться определить жанр, то "Ласнамяэский бал" - это черная комедия об одиночестве, отчаянии и безналежности.
По итогам опроса, проведенного в 2011-м году среди эстонских критиков, журналистов и творческих киноработников, фильм "Осенний бал" был признал самым лучшим фильмом за всю столетнюю историю кинематографа Эстонии!
У ленты режиссера Вейко Ыунпуу есть два названия: «Sügisball» («Осенний бал») для эстонского зрителя и «Ласнамяэский бал» для русского. Почему так – создатель киноленты поясняет в интервью «ДД».
Вейко Ыунпуу родился в 1972 году на Сааремаа. Его творческий путь был извилист, зато перспективы – самые светлые: первый же фильм Ыунпуу «Пустынный берег» со скромным бюджетом 200 тысяч крон был признан лучшим эстонским фильмом 2006 года. «Ласнамяэский бал» стоил пять миллионов крон, снимался осенью-зимой и выйдет в прокат в сентябре.
Украдено у Тарковского!
- Чего вы ждете от Венецианского кинофестиваля? Ощущаете ли ответственность?
- Я режиссер начинающий, у меня нет особенных ожиданий... Хорошо уже то, что «Ласнамяэский бал» взяли на фестиваль - сначала его отобрали для «побочной» программы фильмов молодых режиссеров. Ответственность перед страной? Не ощущаю я никакой ответственности. Не верю, что для недавно почившего Антониони, например, было важно, чтобы победила именно итальянская картина. Фильм сам по себе - жанр культуры.
- На портале IMDB «Ласнамяэский бал» сравнивают со «Сломанными цветами» Джима Джармуша и «Наукой сна» Мишеля Гондри...
- Здорово! С Джармушем я ощущаю духовное родство - у нас с ним одни и те же любимые режиссеры, Ясудзиро Одзу и Робер Брессон. Это очень приятное соседство. По поводу Мишеля Гондри ничего не могу сказать, я не уверен, что мне удалось понять его кино.
- А кто у вас любимые режиссеры?
- Они все время меняются. Сейчас это Робер Брессон, а во время съемок «Осеннего бала» любимым режиссером был, конечно, Тарковский. Он абсолютный гений. То, чего он достиг в «Зеркале» с точки зрения структуры фильма, не удалось превзойти никому. Мне нравятся классики модернизма – Бунюэль, Бергман, Антониони. Из субкультуры Брессона и Одзу вырастают Джармуш и Каурисмяки. «Осенний бал» - это фильм а-ля Каурисмяки-Тарковский, скажем так. Но это я сформулировал еще до съемок. В процессе ведь просто используешь то, что тебе нравится, чувствуешь: нужно сделать именно так. А потом глядишь: украдено у Тарковского! (Смеется.)
- То есть «Ласнамяэский бал» - это не «эстонское кино»?
- Не знаю. Я эстонец, Мати Унт – эстонский писатель, в фильме рассказывается о типично эстонском неврозе, страхе перед бесчеловечным, некомфортным городом, наступающим на природу. Но все-таки это фильм о проблемах более чем универсальных.
- Почему вы перенесли действие из Мустамяэ в Ласнамяэ?
- Потому что Ласнамяэ интереснее с точки зрения архитектуры. И вообще интереснее. Это такой мир в себе: Мустамяэ – район, а Ласнамяэ – маленькая вселенная. Въезжаешь в «канал» и попадаешь в иное пространство.
"И ночь темна..."
- Ласнамяэ в фильме – это реальность или фантазия? С одной стороны, роман «Осенний бал» был написан во времена брежневского застоя, с другой, в реальном Ласнамяэ большая часть жителей – русские, а у вас в фильме все персонажи – эстонцы.
- Я хотел запечатлеть на пленке, скажем так, анонимный город. Да, с той поры, когда Мати Унт написал эту книгу, что-то изменилось... но что? Поменялись отношения людей с властью, расцвело частное предпринимательство, возросло социальное неравенство. Но я на все это не обращал внимания, потому что снимал фильм прежде всего о людях, отчужденность которых вырвана из социального контекста. Намеки на этот контекст есть, но их мало. Действие фильма происходит в условной «современности». Что до русских... поначалу у меня были предвзятые идеи о Ласнамяэ, я полагал, что это такое социально убогое гетто. А потом понял, что это не так: люди там живут нормально, ремонтируют свои дома. Что меня опечалило – я-то надеялся найти «виды гетто»... (Смеется.) И я не думаю, что русское одиночество чем-то отличается от эстонского.
- Если так, зачем вы переименовали фильм для русских зрителей?
- Мы с самого начала планировали провести рекламную кампанию в том числе на русском языке, и мне подумалось, что название «Осенний бал» не привлечет русских, потому что не все знают о книге Мати Унта. А Ласнамяэ – это уже нечто конкретное. Правда, в процессе монтажа я заметил, что в фильме мало «ласнамяэских» кадров, в основном это абстрактные городские пейзажи. Я хотел сделать одного героя русским, но – не получилось. «Осенний бал» - фильм о людях, которые живут в районе Ласнамяэ, но объединяет их не это обстоятельство, а то, что они живут на планете Земля. И ночь темна...
- Чем вас привлекает поэтика спальных районов?
- Там живут люди с иной внутренней концентрацией, чем на хуторе или в деревне. Они более интимны, что ли. Из-за стенки до тебя доносятся голоса людей, которых ты не знаешь и не видишь. Отчужденность в спальных районах много яснее, а одиночество может стать абсолютным. Другой человек спит на расстоянии метра от тебя, но вы разделены стеной и никогда не встретитесь.
Кафка на берегу
- «Пустынный берег» - фильм об одиночестве, «Ласнамяэский бал», судя по всему, тоже. Вы – режиссер одной темы?
- Кто знает? Сейчас я снимаю фильм «Püha Tõnu kiusamine», «Страсти святого Антона» - о том, можно ли в современном обществе быть искренне добродетельным, возможно ли воплотить в жизнь абсолютный христианский идеал. У Бунюэля о том же – лента «Назарин», у Брессона – «Дневник сельского священника». Эти фильмы в том числе об одиночестве - праведники всегда одиноки, но одиночество там не в фокусе, в отличие от вопросов морали. Так и «Осенний бал» - фильм больше о любви, чем об одиночестве.
- И «Пустынный берег», и «Ласнамяэский бал» сняты по текстам Мати Унта...
- Когда мне было 15 лет, я хотел стать писателем, читал самую разную литературу и быстро понял, что Мати Унт – это писатель мирового масштаба. Он очень ироничен и в то же время серьезен, в его книгах нет окончательных истин, тут он близок – для меня – к Францу Кафке.
- Сходство на этом не заканчивается: главные роли в обеих картинах играет Райн Тольк.
- Райн - мой друг. И он очень талантлив. Я с самого начала сомневался: станут ли театральные актеры доверять мне как режиссеру? Смогут ли они играть лаконично, не так, как принято играть в театре? А Райн Тольк очень органичен. Может быть, потому, что играет самого себя.
Николай Караев, DZD, 2008 год
Статья №1
Украдкой беру порножурнал и бросаю в тележку, кассирша в супермаркете не видит ценник на порножурнале и начинает кричать кому-то в зал, пытаясь узнать цену. Сзади стоит небольшая очередь в кассу. Подходит девушка и возле кассы разворачивается дискуссия, так где же все-таки ценник и сколько стоит этот журнал. Яркий свет создает ощущение «Чтоб я куда-нибудь провалился», на несколько минут, пока все не выяснится и желание, чтобы все купленное само добралось до квартиры. Убежать нельзя — в конце концов мне не 15 лет, голова еще больше стала трещать от похмелья и остается только прятать глаза, потому что я уже уверен, что весь супермаркет знает, а скоро и весь мир узнает о том, что меня бросила жена и ушла к моему другу. А вдруг она всерьез его любит? Что мне тогда делать? А вдруг я буду любить ее вечно, ведь как это страшно. А она так и не прийдет, и вообще я ее больше не увижу. Нет, тогда лучше не жить…
«Нажрался» и бегу к окнам (благо, первый этаж), пытаюсь аккуратно посмотреть сквозь штору в их спальню и вижу ее счастливой в его объятиях. Сердце колотится, дыхание сбивается, в глазах то ли зависть, то ли слезы, понимаю, что нашей любви конец, и я сам в этом виноват. Хотя и она та еще стерва. Раскрывется штора и они меня видят… Бегу, хоть и понимаю, что уже поздно. Остается еще больше «нажраться», чтобы выключить эмоции, страх перед будущим и перед собой прежде всего. Нет, надо смешать пиво с водкой. И в ночной клуб. Должно стать легче. Не стало. Еще водки и пива, на автомате домой. Точно. Уснул…
… В фильме показана любовь в нескольких ее проявлениях: любовь как сексуальное влечение; любовь как душевные страдания; любовь как извращение; любовь как эгоизм; любовь как одиночество. Режиссер фильма Вейко Ыунпу подверг структуризации (простите за такое слово) любовь, чтобы показать, какой многоликой: извращенной, настоящей, сиюминутной бывает это чувство. Еще любовь — это боязнь переступить черту, изменить свою жизнь, перестать смотреть по старенькому телевизору запретную любовь в фильме «Поющие в терновнике». А как это сделать, если от снова пьяного мужа бежишь, чтобы только глаза его не видели. Да, безусловно, все персонажи фильма страдают и боятся одиночества. Но не это даже в фильме главное. Одиночество предстает в фильме в двух ипостасях: глобальное (или тотальное) и обычное, возникающее на почве взаимоотношений между людьми. Эгоизм и нежелание раскрыть любимому человеку душу, отдавать всего себя до самой капли — вот что является отправной точкой. Нежелание понять (да-да, именно нежелание), а не невозможность. Если человек этого не смог, значит просто не захотел. Почему не захотел — философского ответа никто не даст на этот вопрос.
Тотальная эгоистичность порождает недомолвки, потом ругань и разрыв отношений. Большое спасибо режиссеру Вейко Ыунпуу, что он сказал своим фильмом, что Любовь — это не секс, а один лишь секс не является любовью — эта мысль тоже довольно четко определена в фильме. Также вызывает просто восхищение то, что режиссер не стал помещать персонажей в какие-то невыносимые условия, все люди в фильме — это не низы общества, они живут в обычных бытовых условиях, это обычные среднестатистические люди. Спальные коробки-многоэтажки только подчеркивают прямолинейность в отношениях между людьми и как бы не дают вырваться из этого замкнутого круга. Очень хороша цветовая палитра — нет мрачности, темноты, зато вы найдете все оттенки серого цвета, если хорошо смотреть на окружающую среду персонажей.
Существенного намека с какими-то национальными признаками в фильме нет. Есть пара эпизодов, но все действие сосредоточено на персонажах и их чувствах. То есть действие фильма могло происходить в любой стране. Любовь одна, вот только проявлений ее — миллиарды и ценность ее не исчисляется ничем. Можете прибить меня кирпичем, но мужик, который следит за совсем маленькой девочкой в детском саду и сует ей через забор конфетки — это тоже любовь, но вкрай извращенная, патологическая. Потому что даже чувство психически нездорового человека — это тоже любовь, но любовь-болезнь, любовь-патология, которая, случись что, может привести к катастрофе. Мне думается, что режиссер этим эпизодом показал, что любая другая любовь — это тоже заболевание, опасное для душевного состояния человека. И тоже неизлечима (если это настоящая любовь). Тем не менее мы все хотим любить и быть любимыми, так как эта болезнь дает нам много-много приятного.
Структура фильма довольно проста, и он этим как раз и выигрывает. В фильме нет никакой дикости происходящего, многие могут посмотреть его и увидеть себя в нем. Многие не сочтут фильм таким уж фатальным и беспросветным, поскольку в нем почти нет никаких рыданий и заунывной музыки, криков и надувных эмоций. В нем — ваши соседи, вы сами, знакомые по работе или ваши родители (дети). Все до боли узнаваемо. Фильм — это сменяющие друг друга зарисовки из жизни нескольких людей. Писатель Мати, который вваливается пьяным в «ночник» (его бросила жена). Кроткая, скромная женщина Лаура, радующаяся тому, что починили старый телевизор и она снова предастся красивым мечтам, смотря фильм «Поющие в терновнике», пока пьяный муж неизвестно где находится. Архитектор Маурер, желающий в глазах женщин выглядеть, как герой-любовник. Мужчина, следящий за девочкой из детского сада. Но как приговор несколько раз звучит в фильме фраза: «Я никем никогда не буду и захотеть стать кем-то я не смогу».
Любовь как жизненное везение и невезение тоже подразумевается в фильме. Одно слово — и может не быть серебряной свадьбы, не тот тон, дальше ругань и рушатся, как карточные домики отношения людей. Бытовые неурядицы, неприятности на работе могут в один момент сделать человека одиноким, а одиночество порождает незащищенность и еще большую массу проблем, которые люди вулканом сбрасывают друг на друга в попытке убежать от гадких реалий жизни к иллюзиям.
«А сам я, сколько ни стараюсь отдаться весь, целиком, распахнуть настежь двери моей души, — я не могу открыться до конца. Где-то в глубине, в самой глубине остается тот тайник моего «я», куда нет доступа никому. Никому не дано найти его, проникнуть в него, потому что никто не похож на меня, никто никого не понимает». (Ги Де Мопассан. «Одиночество») Descloix, 2010 г.
Статья №2:
«Осенний бал», если правильно на него настроится, может здорово помочь разобраться в себе на примере главных героев этого фильма. Главное преимущество, которым стоит воспользоваться — реализм, абсолютная адекватность происходящего на экране. Тут нет фантастически неправдоподобных сюжетных коллизий и спецэффектов нового времени, зато есть то, с чем каждый из нас сталкивается постоянно, — жизнь обывателя большого города без преувеличений.
Как не парадоксально, авторы, поставившие насквозь проблемный и беспросветный фильм не несут негативный заряд, не провоцируют и не манипулируют чувствам зрителя, что ценно для думающего зрителя, они лишь созерцают, «делятся» собственным опытом. Тут нет откровенной чернухи, характерной для современных российских арт-хаус лидеров, таких как Алексей Балабанов, Василий Сигарев, Алексей Мизгирев.
Режиссер, действуя в манере Алехандро Иньярриту и Гильермо Арриага, конструирует действие из эпизодов жизни персонажей, постепенно посвящая в их переживания и быт. Вейко Ыунпуу использует архетипы жителей спального района индустриального центра (в данном случае Таллинна). Среди тех, за кем мы наблюдаем, успешный молодой дизайнер, гардеробщик без образования, мать-одиночка, раздираемый противоречиями пожилой парикмахер, скульптор-неудачник и другие. Все они не могут найти родную, близкую сердцу душу в коробках многоэтажек, возведенных на закате советской эпохи. Одиночество и непонимание — вот что объединяет героев «Осеннего бала». Давно никто не показывал бессилие отдельной личности перед обществом и перед «жизнью, где нужно жить, а не существовать» как это сделали Вейко Ыунпуу и автор оригинального романа Мати Унт.
Любого из персонажей этого фильма Вы можете видеть каждый день в 8 утра в автобусе, трамвае или маршрутке любого крупного города России. Благодаря безупречно подобранному музыкальному сопровождению эффект созерцания-сопереживания усиливается. Музыка помогает воспринять фильм целостнее и дольше не выпускает из памяти. Фильм цепляет своей близостью к зрителю, особенно ценным он может стать для тех, кто пусть косвенно и неосознанно, все-таки отождествит себя с кем-нибудь из действующих лиц этой истории.
Насколько тяжелый, настолько и мощный «Осенний бал» — безусловный фаворит нового эстонского кино.
Dima Che, 2010 г.
Награды: 2007 - Главный приз программы "Горизонты" - "за открытие новых горизонтов в мировом кинематографе"
на 64-ом Венецианском кинофестивале (Италия) 2007 - Приз за Лучшую режиссуру (В. Ыунпуу) на международном кинофестивале в Салониках (Греция) 2007 - Гран-При, Специальный приз жюри, Приз Лучшей актрисе (Маарья Якобсон), Приз независимого жюри "Postimees", Приз эстонской ассоциация кинокритиков и Приз Международной Ассоциации киноклубов FICC но международном кинофестивале "Темные ночи" в Таллинне (Эстония) 2007 - Гран-При "Golden Star" на международном кинофестивале в Марракеше (Марокко) 2007 - Приз за Лучшую режиссуру (В. Ыунпуу) на международном кинофестивале в Братиславе (Словакия) 2008 - Приз "Лучший фильм года" Ассоциации кинокритиков Эстонии 2008- Приз за Лучшую операторскую работу (М. Таниел) на международном кинофестивале в Трансильвании (Клуж-Напока, Румыния) 2008- Гран-При на Международном фестивале независимого кино в Брюсселе (Бельгия) 2008 - Гран-При "Золотая луна" - на международном кинофестивале "Cinema Jove" в Валенсии (Испания) 2008 - Гран-при, приз Гилдии кинокритиков и приз кинопрессы на 17-том Международном кинофестивале "Киношок" (Анапа, Россия)
Параметры рипа: Формат: AVI Качество: DVDRip Размер: 1,45 Gb Источник рипа: DVD Язык: эстонский Субтитры: 1) в виде текстовых потоков внутри файла - русские (оригинал), английские, русские (исправленные); 2) внешние .srt - русские (исправленные) Озвучивание: оригинальное Параметры видео: 720х360 (2,000), 25 fps, DivX 5, 1296 Кбит/сек Параметры звука: 448 Кбит/сек, AC3, 48,0 КГц, 16 bit, 6 каналов