Наш общий кошмарный сон
Документальный фильм "Вороний остров" рассказывает о русских, живущих в Нарве,
в городе, жизнь которого на протяжении 153 лет была связана с Кренгольмской мануфактурой. По правде говоря, новый документальный фильм Сулева Кеэдуса, рассказывающий о живущих в Нарве русских, заслуживает две рецензии — положительной и отрицательной.
Положительная рецензия отметила бы «социальный нерв» фильма, то чувство эмпатии, сопереживания, с которым автор относится к людям, которых не желает знать эстонское государство. В отрицательной рецензии автора фильма наверняка бы упрекнули в том, что людей, которые сами виноваты в своих бедах, он выставляет мучениками.
Как бы там ни было, но режиссер преследует благородную цель, взгляд документалиста проникает туда, куда коллеги не осмеливаются или не считают возможным заглядывать, рискуя попасть в опалу и быть обвиненными в создании социального порно, а именно в Нарву, город, жизнь которого на протяжении 153 лет была связана с Кренгольмской мануфактурой.
То, что предприятие обречено, было понятно давно, окончательно оно закрылось в конце 2010 года, когда работу потеряли более 500 женщин. События фильма затрагивают период, предшествовавший закрытию мануфактуры и последовавший за ним.
Однако Кренгольм в фильме Кеэдуса является лишь немым свидетелем: истории, которые разворачиваются на наших глазах, одна страшнее другой, но драматургически они не связаны с Кренгольмом. И это — минус.
Мы вынуждены верить автору, по мнению которого, в Нарве все связано с Кренгольмом, вернее, с тем наследством, которое осталось при переходе от социализма к капитализму, но мы не видим этого, по крайней мере, визуально.
Мы видим, точнее, слышим только то, как живущая без вида на жительство Яна, которую хотят выслать из Эстонии, обещает наложить на себя руки, проклинает страну и призывает на помощь российского президента. Мы слышим, как заикающийся наркоман признается, что не помнит себя последние 15 лет.
О том, что банкротство Кренгольма коснулось в Нарве многих, если не всех, мы понимаем, когда слышим историю Вайке, уволенную с предприятия. И теперь эта 53-летняя женщина не нужна никому, разве что Богу, который в фильме, пожалуй, единственный, на кого можно уповать.
Всех этих людей, и не только их, но и Иру, Женю, Макса и многих других, объединяет безнадежность. В 19 лет, как Женя, считать, что твое будущее безнадежно, да еще в такой якобы процветающей стране, как Эстонии... Фильм заканчивается тем, что мы узнаем о большом плане Сони, которая еще не понимает, что жизнь ее не имеет перспектив.
Она говорит об этом прямо в камеру, а за кадром звучит литургия в исполнении "Православных певчих" (Orthodox Singers) — хора под управлением Валерия Петрова. Это красивое послание, ведь литургия — это не просто молитва, это понимание того, что под этим солнцем все мы одинаковы.
Фильму "Вороний остров" (так по-русски называется в прокате «Varesesaare venelased» — "Русские с Вороньего острова"). не хватает визуальной выразительности, которой был отмечен предыдущий документальный фильм автора "Jonathan Austraaliast" — "Джонатан из Австралии".
Фильм рассказывал о волости Мустъяла (на острове Сааремаа), в которой одни пьют до потери сознания, а другие терпеливо ожидают круизного судна, с прибытием которого жизнь сразу изменится к лучшему. Но Кеэдуса можно понять: истории, которые предстают перед нами в "Вороньем острове", столь шокирующие, что они сами по себе являются одним большим выразительным образом.
Проблема скорей в том, что мы не видим и не слышим, пыталось ли государство или город протянуть руку помощи несчастным, оказать хоть какую-то социальную помощь. Мы не видим иной перспективы, той, что была в "Джонатане из Австралии", по крайней мере, социальный дом представал там во всей красе.
Режиссер фильма словно нарочно проходит мимо этого, усиливая тем самым свой художественный посыл, но теряя нечто очень важное — на протяжении всего фильма зрителю трудно отделаться от мысли, что дела обстоят не совсем так, как показывают. Хотя, кто знает, может, так оно и есть. И все же остается вечный вопрос: в какой мере виновато государство и в какой мере сам человек.
В любом случае нельзя не согласиться с тем, что Сулев Кеэдус снял полемичный, очень полемичный фильм, каких в нашей документалистике увидишь крайне редко...
Тийт Туумалу "Postimees", апрель, 2012 г.