Главная » 2012»Март»25 » Время жить, время любить / Aeg elada, aeg armastada (1976)
08:11
Время жить, время любить / Aeg elada, aeg armastada (1976)
Название: Время жить, время любить
Оригинальное название: Aeg elada, aeg armastada
Режиссер: Вельё Кяспер
Сценаристы: Энн Ветемаа, Ханс Луйк
Оператор: Юри Силларт
Композитор: Ян Ряятс
Художник: Имби Линд
Жанр: драма
Производство: Таллинфильм
Год: 1976
Премьера: 10 января 1977 (Таллин), март 1978 (Москва)
Продолжительность: 84 мин. 11 сек.
В ролях: Хейно Мандри, Аида Зара, Ита Эвер, Вяйно Уйбо, Аарне-Мати Юкскюла, Мати Клоорен, Урмас Кибуспуу, Юри Ярвет, Пеэтер Кард, Хиля Варем-Вээ, Райли Йыэяэр, Анне Палувер, Сальме Рээк, Эллен Алакюла, Райво Адлас и др.
Роли дублировали: Алексей Алексеев, Елена Чухрай, Нина Зорская, Зиновий Гердт, Олег Мокшанцев, Владимир Носик, Владимир Ивашов, Вадим Грачев Режиссер дубляжа: Алексей Алексеев Дубляж киностудии "Мосфильм"
Откровенно легкомысленая и симпатичная Дебора попадает под колеса автомобиля, после чего в тяжелом состоянии оказывается в больнице. Врач Мелтс настаивает на пересадке почки безнадежной пациентки профессору Тальвику, которому, в свою очередь, тоже необходима срочная операция. Но профессор делает все возможное, чтобы сохранить девушке жизнь. Публицистический в некотором смысле фильм стал ответом на широко публикуемые в прессе 1970-х годов статьи о пересадке человеческих органов.
Авторы эстонского фильма "Время жить, время любить" предпочитают каждую свою ситуацию доводить до предела драматизма. Здесь речь все время идет о жизни и смерти — и не только потому, что главный герой фильма — крупный хирург, в чьих руках сотни чужих жизней, но и потому, что сам он опасно, неизлечимо болен и спасти его может только срочная операция по пересадке чужой почки. Волею обстоятельств такая пересадка становится возможной: в клинику привозят девушку, пострадавшую в автомобильной катастрофе и почти не подающую признаков жизни. Приговор врачей единодушен: девушка не будет жить. Но профессор Тальвик вступает в единоборство со смертью, хотя знает, что тем самым он, в сущности, подписывает себе смертный приговор. Как видите, ситуация уже сама по себе из ряда вон выходящая. Авторы еще более усугубляют ее тем, что вводят в свой фильм еще и мотив влюбленности юной героини в своего безнадежно больного спасителя. Быть может, потому, что основное действие картины происходит в сияющих белизной, стерильных интерьерах современной клиники, сам фильм тоже в какой-то степени напоминает опыт — опыт, где герои сознательно поставлены в самые критические ситуации, а из кадра, как из их жизни, убрано все лишнее, случайное, что могло бы осложнить проведение этого эксперимента. Что ж, такой метод решения темы тоже вполне возможен и имеет право на существование при одном условии — если цели эксперимента достаточно интересны. Не так-то просто, убедить зрителя, что пожилой, страдающий хирург, которому осталось жить считанные дни, способен вдруг проникнуться романтическим чувством к своей пациентке — девушке, в сущности, ему малознакомой и столь далекой от него по своим интересам, нравственному и житейскому опыту. Но прекрасный эстонский актер Хейно Мандри успешно справляется со своей задачей. Он играет даже не чувство, которому все равно уже некогда расцвесть, а скорее — предчувствие возможного чувства. В юной Деборе, воскрешенной им буквально из мертвых, для него сосредотачивается все то, чего он скоро лишится и что называется одним прекрасным словом -жизнь, и он вглядывается с нежностью и любопытством в это беспечное, нарядное и юное существо, которое он на пороге собственной кончины смог избавить от смерти. Татьяна Хлоплянкина «Спутник кинозрителя», март 1978 года
О роли Хейно Мандри: "Профессор Тальвик доживает последние дни... Спасти профессора может только операция по пересадке почки. Но донора всё нет. И вдруг в больнице появляется Дебора - её привезли после автокатастрофы. И он, безнадежно больной, встает с постели и спасает Дебору от верной смерти, тем самым обрекая на смерть себя... Тонко сыграна Хендри Майно линия его отношения к Деборе. Сначала это безразличный, профессиональный интерес врача к особо трудному пациенту. А потом происходит то, что однажды произошло с неким скульптором по имени Пигмалион. Тальвик как будто ничем не выдает себя. И всё же он любит свое последнее творение..."
О роли Иты Эвер: "...Мы впервые видим героиню Иты Эвер - мать Деборы - в больнице. Достойную в своем горе пожилую женщину. Растерянную, страдающую, не позволяющую себе выплеснуть наружу свое отчаяние. А потом вдруг происходит эмоциональный взрыв и вырывается наружу затаенная обида на врачей за то, что они хотели взять у её дочери почку. Вместо благородно страдающей матери - воинствующая ортодоксальность. В финале - хлопотливо гостеприимна, не скрывает своих матримониальных намерений и дает себе волю быть тем, чем есть на самом деле - банальной мещанкой... Роль матери - бесспорная удача Иты Эвер."
Награды: 1977 - Специальные дипломы жюри за интересное изобразительное решение оператору (Юри Силларт) и художнику (Имби Линд) на Всесоюзном кинофестивале в Риге (Латвия, СССР) 1977 - Премия за лучшее исполнение мужской роли (Хейно Мандри) на Международном кинофестивале фильмов Красного Креста и охраны здоровья в Варне (Болгария)