Яркий дебют Марка-Тоомаса Соосаара в качестве режиссера-этнодокументалиста.
Жители небольшого уединенного острова Кихну на западе Эстонии к 1973 году сохранили не только основы стародавнего уклада жизни, свой неповторимый, колоритный слой культуры. Режиссер фильма Марк Соосаар языком необычного кино сумел рассказать , как из поколения в поколения передаются и сохраняются традиции, как воспитывается любовь и уважение к родному краю. Несмотря на отсутствие традиционного сюжета, режиссеру удается пронести смысловое настроение от начала и до конца. Используя краску и кинографику, Соосаар передает ощущения того или иного времени в жизни островитян. Их небольшие интервью дают представление о мыслях и мечтах эстонского народа Кихну, об их личности, их надеждах и желаниях.
Хотя Марк Соосаар провел на острове не так много времени, кажется, что он захватил камерой весь цикл жизни. В центре фильма - песня пожилой женщины о любви в самых разнообразных моментах её судьбы. Начинается рассказ с кладбища, где люди собираются вместе. Первая сцена, символизирующая конец жизни. Но в то же самое время время - это новое начало, потому что мы видим молодых людей, которые находят свою половинку, женятся и рожают детей. Когда дети становятся старше, они начинают подражать взрослым. Проходит несколько лет - дети становятся старше и начинают ходить на рыбалку и свидания. Рождаются прекрасные чувства - юноша и девушка находят друг друга. Они становятся взрослыми и женятся. Женщины остаются на острове сохранять тепло домашнего очага, а мужчины уходят в море ловить рыбу. Кихнуские женщины стали хранительницами передающегося из поколения в поколение культурного наследия, которое включает в себя рукоделие, танцы, игры и музыку (национальная кихнуская юбка ручной работы, или кёрт, до настоящего времени является их повседневным предметом одежды). Ну а рыболовный промысел - главная жизненная артерия жителей Кихну. Сцена проводов вдаль завершает историю. Новая сцена на кладбище завершает весь цикл.
Как старое дерево на этом самом кладбище, несмотря на все бури, хранит память о каждом усопшем, так и жители Кихну говорят: "До тех пор, пока мы знаем и чтим нашу историю и наши традиции - мы остаёмся сильны".
Фильм вызывает многогранную ассоциативную реакцию. Во многих отношениях самая сильная сторона картины - визуальный язык, который передает все эти культурные идеи. Красочная пленка различных оттенков - от красного платья женщины Кихну к интенсивным синим цветам моря, кажется, лучше всего выражает многое из того, что характеризует культуру Кихну.
Награды: 1974 - Гран-При кинофестиваля "Человек и море" в Риге (Латвия, СССР) 1975 - Приз Премьеры "Cinematheque Francaise" (Франция) 1976 - Особое Упоминание жюри на Венецианском международном кинофестивале (Италия) 1990 - Гран-При Международного кинофестиваля в Нуоро (Сардиния, Италия)
Всемирная организация ЮНЕСКО 7 ноября 2003 года провозгласила Кихну важной частью культурного наследия человечества.