Мультипликация в Таллине возникла довольно поздно. Государственной воли на то не было, а потому развивалось мультпроизводство сумбурно, медленно и неуклюже. В 1958-м появилась первая студия, до 1962 года на ней работал всего один режиссер, к концу шестидесятых их число возросло до трех (а к этому моменту, между прочим, большинство соцстран имели развитую анимацию со своими традициями). И сегодня в Эстонии выпускается куда меньше мультфильмов, чем в той же России, зато каждый второй становится международным событием.
Порой даже появляется ощущение, что Эстония то ли предвосхищает, то ли диктует мировую анимационную моду. С одной стороны, чем дальше, тем сильнее становится влияние Прийта Пярна и его школы. С другой — все больше обращает на себя внимание альянс мультипликаторов с Nukufilm, открывающий новые пути для кукольного кино. И не только. Нервный, ультрасовременный дизайн, абсурдный, порой диковатый юмор, сложная образность — эти особенности эстонской анимации все больше привлекают поклонников и подражателей. Каким образом эстонцам удалось создать свой необычный аниматограф? Статья анимакритика Марии Терещенко, 2012 г
Герои Юри Ярвета - всегда люди закрытые, даже если внешне они кажутся распахнутыми миру настежь, суетятся и вмешиваются во все вокруг. В сыгранных им персонажах есть некий резерв, "неприкосновенный запас", который актер предоставляет открыть самим зрителям.
Поэтому следить за тем, как ведут себя на экране его герои,- интересно. Поэтому игра актера всегда не однозначна. Поэтому характеры, созданные им, всегда объемны.
«Самая неудачная роль за все годы, которую так неожиданно мне преподнесла жизнь, – это роль тихого пенсионера. Во-первых, это не мое амплуа, во-вторых, я не готов еще на роль старца», – говорит о себе заслуженный деятель искусств, народный артист, член Союза кинематографистов и Союза театральных деятелей Эстонии Калью КИЙСК.
У эстонского оператора Юри Силларта («Лесные фиалки», «Отель «У погибшего альпиниста», «Реквием», "Свора", "Украденное свидание", "Нипернаади" и др.) немало разных призов и почетных званий. Он находится в постоянном творческом поиске, не останавливается на достигнутом, не пытается использовать «наработанные», удавшиеся приемы. Опираясь на традиции классической операторской школы, Юри Силларт идет своим оригинальным путем, для которого характерно виртуозное владение техникой, выразительная экспрессия цвета, органическое включение в общую систему драматургии эпизода, сцены и фильма в целом.
Кайзер (Гуйдо Кангур), нацепив рогатый шлем, гоняет по Эстонии на байке.
Вслед за депрессивными драмами и триллером эстонский кинематограф выпустил первую в этом году комедию – «Кормораны, или Кожаные штаны не стирают». Русское название «Старые перцы», на мой взгляд, звучит вульгарно и неточно передает смысл картины.
Не успела выйти в свет автобиографическая книга легендарной актрисы Эве Киви, как газета Õhtuleht поспешила «поздравить» автора.
Не то чтобы я фанатела отÕhtuleht, но на статью Рандо Тооминга «Если бы Эве Киви стала Агнес» (Kui Eve Kivi oleks olnud Agnes) мое внимание обратил знакомый. Прочитала я ее (аж четыре раза подряд) и диву далась. Пафос – или как сейчас принято говорить – «мессидж» статьи приблизительно таков: утверждают, что Киви сыграла во множестве фильмов, но мы этих фильмов не видели, и поэтому их... не существует, они попросту «приписаны». С какой целью, кем, когда и какие конкретно – об этом ни слова.